10/01/2021

Митрополит Иларион: Бог прокладывает путь к сердцу человека, преодолевая его неверие и сомнение

Митрополит Иларион: Бог прокладывает путь к сердцу человека, преодолевая его неверие и сомнение
Митрополит Иларион: Бог прокладывает путь к сердцу человека, преодолевая его неверие и сомнение

10 января 2021 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы продолжаем праздновать Рождество Христово, а святая Церковь продолжает напоминать нам о людях, которые были сродниками Господними по плоти или принимали участие в Его воспитании.

Перед Рождеством Христовым мы вспоминали святых отец и праотец, то есть ветхозаветных праведников и грешников, которые были вписаны в родословную Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодня мы вспоминаем еще трех людей, с которыми связана земная жизнь Спасителя: это святой царь Давид, от рода которого происходил Христос, Иосиф Обручник и Иаков, брат Господень.

Хотел бы сказать, прежде всего, об Иосифе Обручнике. В Евангелии от Матфея рассказывается, как к Иосифу являлся ангел Господень и возвещал волю Божию; как, узнав, что его невеста носит под сердцем ребенка, он решил ее отпустить, но ангел Господень повелел ему этого не делать. Из Евангелия мы также слышим о том, как Иосиф заботился о Деве Марии и о родившемся Младенце, хотя знал, что этот Младенец по плоти не его сын. Мы слышим о том, как Иосиф вместе с Матерью Божией и с Самим Господом путешествовал в Египет, как вернулся потом и поселился в Назарете. После этого фигура Иосифа исчезает из евангельского повествования, и мы не знаем, что с ним произошло, сколько лет он прожил и какова была его кончина.

По одному из преданий, отраженному в некоторых памятниках раннехристианской литературы, Иосиф был уже в весьма преклонных летах, когда был обручен Деве Марии. Это обручение состоялось для того, чтобы Иосиф стал хранителем девства Пресвятой Марии. Потом в течение какого-то времени он, вероятно, воспитывал Господа Спасителя. Может быть, он научил Его плотницкому ремеслу, которым сам владел. Но мы не знаем, что произошло с ним дальше.

На иконе Рождества Христова в самом центре мы видим Пресвятую Деву Марию и Господа Спасителя. Также мы видим и Иосифа Обручника, сидящего где-то в сторонке с грустным выражением лица, как его чаще всего изображают на иконах. Иосиф как бы наблюдает происходящее со стороны. Конечно, он участвует в том, что происходит, но понимает, что не он главный виновник торжества.

Мы не знаем, какие чувства испытывал Иосиф, когда узнал, что его невеста находится в положении. Об этом говорится в богослужебных текстах Православной Церкви, где авторы пытаются представить, что мог думать Иосиф, что он мог говорить своей невесте, в чем мог Ее упрекать. Также они представляют, что Она могла ему отвечать.

Но нам не известно, что происходило на самом деле. Мы лишь знаем, что Богу было угодно воплотиться таким образом, чтобы Его рождению сопутствовали особые обстоятельства. И престарелый Иосиф должен был находиться в тени и стать защитником Девы Марии и Младенца. Он должен был стать одним из первых Его воспитателей, а потом окончательно уйти в тень, чтобы уступить месту Тому, Кто был рожден, дабы стать Спасителем мира. Но в благодарной памяти Церкви имя этого святого человека не исчезло, и мы вспоминаем его сегодня, как одного из непосредственных участников евангельской истории.

Почему мы вспоминаем сеодня и Иакова, брата Господня? Кто он и в каком смысле он был братом Господним? Опять же, на этот счет существуют разные взгляды, которые уже обсуждались в эпоху древней Церкви. Согласно одному из преданий, Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака, то есть он мог быть значительно старше Господа Иисуса Христа. По другим преданиям, он был двоюродным братом Спасителя.

В Евангелии от Иоанна мы читаем о том, что братья Иисуса не веровали в Него. А в Евангелии от Марка рассказывается, как вскоре после того, как Христос вышел на проповедь, когда вокруг Него стали собираться толпы людей, когда Он стал совершать чудеса и исцеления, изгонять бесов, Его братья пришли, чтобы забрать Его в дом. Они думали, что с Ним что-то не так. Как в Евангелии от Марка сказано, они думали, что «Он вышел из Себя» (Мк. 3. 21), то есть, говоря современным языком, сошел с ума.

Первоначально, по-видимому, сродники Господни не веровали в Спасителя, но по мере того, как они видели чудеса и исцеления, которые Он совершает, слышали Его поучения, сознание, по крайней мере, некоторых из них, изменялось. Мы видим Иакова, брата Господня, среди учеников Спасителя. Хотя Он не был апостолом от двенадцати, мы видим его во главе иерусалимской апостольской общины. Об этом говорит священное предание Церкви, книга Деяний апостольских и сам апостол Павел, чьи слова из послания к галатам мы сегодня слышали.

Спустя три года после его обращения, когда ему явился Господь, Павел пришел в Иерусалим, где встретился с апостолом Петром. «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Деян. 9.19), – пишет апостол Павел. То есть в течение двух недель он общался с апостолом Петром, узнавал от него о жизни и учении Господа Спасителя, а еще он виделся с Иаковом, братом Господним. Иаков был первым епископом Иерусалимской Церкви, фактически возглавлял иерусалимскую апостольскую общину, тогда как Петр предпринимал миссионерские путешествия и по преданию много лет прожил в Риме, прежде чем там же вместе с апостолом Павлом принять мученическую кончину.

Вспоминая сегодня этих праведников, святая Церковь говорит нам о том, что Господь Иисус Христос явился в облике обычного человека, и не все и не сразу понимали то, что происходило с Ним и вокруг Него. Не сразу праведному Иосифу открылась тайна Боговоплощения. Когда он впервые узнал и услышал о том, что произошло, он пребывал в смущении и только ангел Господень, явившись ему во сне, смог уверить его в том, что он является свидетелем и участником особого события, которое должно преобразить мир.

И Иаков, брат Господень, по-видимому, не сразу уверовал в своего Сродника по плоти как Бога Воплотившегося. Может быть, прошли долгие годы и десятилетия, прежде чем он понял, что Господь Иисус Христос – это Воплотившийся Бог.

Так Бог прокладывает путь к сердцу человека, нередко преодолевая его неверие и сомнение. Этот путь Он прокладывает вновь и вновь, и все новые и новые люди приходят к Нему, уверовав не только умом, что Он – Воплотившийся Господь Спаситель, но и познав сердцем Его Божественное и животворное присутствие в собственной жизни.

Вот почему для нас небезразлично то, что происходило вокруг Господа Иисуса Христа. Вот почему поучительны для нас примеры людей, которые находились рядом с Ним, когда Он возрастал как обычный человек: сначала как младенец, потом как отрок, затем как юноша и, наконец, вступив уже в совершенный возраст, вышел на проповедь.

Будем поклоняться Господу Иисусу Христу – нашему Спасителю — вместе со всеми, кто уверовал в Него: с волхвами, которые пришли, ведомые звездой, с пастухами, которые пришли поклониться Ему, ибо им возвестили о Нем ангелы, и со всеми святыми, от века Ему благоугодившими. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником».



E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015