04/03/2020

Митрополит Иларион: Великий пост предоставляет нам возможность сосредоточиться на своей внутренней духовной жизни

Митрополит Иларион: Великий пост предоставляет нам возможность сосредоточиться на своей внутренней духовной жизни
Митрополит Иларион: Великий пост предоставляет нам возможность сосредоточиться на своей внутренней духовной жизни

4 марта 2020 года, в среду первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

Затем владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы совершили первую в этом Великом посту Литургию Преждеосвященных Даров. За этой Литургией читаются отрывки из Священного Писания Ветхого Завета – из книги Бытия, которую полагается читать на протяжении всего Великого поста.

Сегодня мы слышали рассказ из книги Бытия о сотворении человека. Перед тем как сотворить человека, Господь сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1. 26). К кому Он обращался с этими словами? Святые отцы учат нас, что Бог не советовался с кем-либо, кроме Самого Себя. Он не советовался с ангелами, потому что они служебные духи, не советовался с людьми, ибо их еще не было. До сотворения человека состоялся Предвечный совет трех Лиц Святой Троицы. На этом Предвечном Божественном совете было принято решение о творении человека, и уже тогда, как говорят нам святые отцы, было решено, что Сам Бог поручится за судьбу человека.

Человек был создан по образу Божию, говорит нам автор книги Бытия. Что это означает? Святые отцы по-разному толковали эти слова. Одни говорили, что образ Божий в человеке – это ум, потому что именно своим умом человек соединяется с Богом в молитве, именно ум отличает человека от прочих обитателей животного мира.

Другие говорили, что образ Божий проявляется в свободной воле человека. Животными управляют инстинкты, а человек отличается от животного тем, что имеет свободную волю поступить так или иначе. Свободная воля человека – одно из проявлений Божественной воли, но иногда воля человеческая противится воле Господа.

Некоторые отцы Церкви говорили, что образ Божий заключается в творческой способности человека, потому что Бог – это Творец, и Бог творит из ничего. Человек не может творить «из ничего», но он может творить из материала, созданного Творцом. Господь, сотворив человека, отдал ему райский сад, чтобы он его возделывал. Это и было то задание, которое человек получил от Бога и которое сохраняется, несмотря на произошедшее затем грехопадение, о котором мы тоже скоро услышим.

Господь творит человека по образу Своему как существо, наделенное умом, свободной волей, творческими способностями. Но также Бог творит человека и по подобию Своему. Некоторые святые отцы утверждают, что образ и подобие Божие – это не одно и то же. Образ Божий – это то, что вложено в человека от самого момента его создания, а подобие – это то, к чему человек должен стремиться, то есть, он призван к тому, чтобы стремиться уподобляться Богу в своей жизни, в своих добродетелях, в своих трудах. И весь пусть христианского совершенствования святые отцы представляют как путь от образа к подобию.

После грехопадения в человеке помрачились все способности, которые были ему даны Богом, но они не были им утрачены. Образ Божий есть в каждом человеке, но падший человек подобен потемневшей от времени и копоти иконе, и его задача заключается в том, чтобы залатать трещины, расчистить накопившуюся копоть, чтобы этот первозданный образ засиял во всей своей красоте.

Вот такую задачу Господь ставит перед каждым из нас. Господь напоминает нам о том, что все мы созданы по Его образу и подобию. В любом человеке есть образ Божий, но он нуждается, подобно древней иконе, в постоянной реставрации, в постоянном поновлении, заботе. И мы должны жить так, чтобы помнить об этом образе Божием и стремиться к богоуподоблению.

Великий пост предоставляет нам такую возможность – сосредоточиться на своей внутренней духовной жизни, очиститься от всякой скверны плоти и духа и приблизиться к тому состоянию богоуподобления, которое является целью христианской жизни. Аминь».


E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015