14/01/2021

В день своей архиерейской хиротонии митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь мучеников и исповедников Михаила и Феодора Черниговских

В день своей архиерейской хиротонии митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь мучеников и исповедников Михаила и Феодора Черниговских
В день своей архиерейской хиротонии митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь мучеников и исповедников Михаила и Феодора Черниговских

14 января 2021 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме в честь мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, который входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья. В зданиях подворья размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.

В этот день исполнилось 19 лет со дня архиерейской хиротонии митрополита Волоколамского Илариона.
Архипастырю сослужили ректор Донской духовной семинарии, докторант ОЦАД протоиерей Тимофей Фетисов, клирики Подворья.

На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Также была совершена заупокойная молитва о новопреставленном почетном Патриаршем экзархе всея Беларуси митрополите Филарете (Вахромееве).

По завершении богослужения митрополита Илариона приветствовал проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов). От лица всех сотрудников и студентов Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Павел поздравил ректора ОЦАД с днем архиерейской хиротонии и, в частности, сказал:

«Дорогой владыка! Можно много говорить о самых разных гранях Вашего служения, но я остановлюсь, прежде всего, на академическом служении. Вами написано очень много ценных для богословской науки трудов, но самое главное, что можно выделить в академическом служении, –то, что Вы научно исследуете и толкуете Священное Писание.

Это действительно сердцевина служения, которое Вы несете не только как архиерей, архипастырь, но как ученый, богослов. Именно это служение нас, преподавателей, сотрудников и учащихся духовной школы, вдохновляет так же глубоко и тщательно исследовать Священное Писание. Это не просто научный труд, который пригоден для ученых, но это толкование, которое подходит и мудрецам, и простецам. На такой подход мы вдохновляемся и ориентируемся, когда читаем Ваши труды. Мы Вас за это особенно благодарим и надеемся, что Вы нас будете еще просвещать Своими трудами по исследованию Священного Писания, которое совершенно бездонно и безмерно, и его можно исследовать бесконечно.

Просим Ваших молитв за всех, здесь пребывающих учащих и учащихся, всех сотрудников. Обещаем Вам старательно помогать в Вашем служении. Желаем Вам многая и благая лета!»

Затем митрополита Волоколамского Илариона поздравил ректор Донской духовной семинарии, докторант ОЦАД протоиерей Тимофей Фетисов, зачитав приветственный адрес:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка!

Всеблагим промыслом Божиим мне было суждено впервые познакомиться с Вами ровно тридцать лет тому назад. Тогда Вы, еще молодой преподаватель, ученый иеромонах, щедро питали нас, студентов Московской семинарии, жизненным нектаром от сокровищниц святоотеческой мудрости, а сегодня же, облечённый высоким саном, Вы возглавляете самое сложное направление церковной жизни, сохраняя и развивая братские отношения между Поместными Церквями, отстаивая канонический суверенитет нашей Церкви, утверждая целостность мирового Православия на том самом основании святоотеческого предания, живым носителем и глубоким знатоком которого являетесь.

Со студенческих лет неизменно содержу в своем сердце теплую любовь к Вам как своему первому учителю. Безмерно благодарим Вас, владыка, за то, что возглавляете Общецерковную аспирантуру и докторантуру, несете сложное послушание и даете возможность многим и многим учащимся прикоснуться к уникальному живому опыту богословского познания.

Конечно же, еще раз, дорогой владыка, сердечно благодарю Вас за радость быть духовно сегодня рядом с Вами и пожелать неоскудевающей милости Господа, одарившего Вас многими талантами к делу ответственного архипастырского служения. Пусть Ваши труды будут восполнены Божественной благодатью и отмечены яркими свершениями.

Желаем Вам, дорогой владыка, крепкого здоровья и благоденствия на многая лета».

Далее со словом проповеди к верующим обратился митрополит Иларион:

«Всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Обрезания Господня, с днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Благодарю за поздравления в мой адрес. Время, которое мы сейчас переживаем, непростое для всех нас. И, конечно, сейчас время не для торжеств и массовых мероприятий, а для молитвы и сосредоточения.

День памяти святителя Василия Великого, который мы сегодня отмечаем, напоминает нам о том, каким должен быть архиерей и как он призван нести свое церковное служение.

Василий Великий не был кабинетным ученым. Он был не из тех, кто в тишине своей кельи, обложившись со всех сторон трудами других авторов, изучал и исследовал Священное Писание, писал толкование, записывал свои мысли, забывая о происходящем вокруг. Всю свою недолгую жизнь, а прожил он всего 49 лет, Василий Великий провел в самой гуще церковной жизни. Он был архиепископом одного из крупнейших городов в Римской империи. Он боролся с арианской ересью в том новом изводе, который она получила в его времена, а именно в версии Евномия, который утверждал, что человек собственным умом может познать Бога.

Святитель Василий Великий, опровергая эту ересь, а также и другие ереси, возникавшие в его время или возникшие в прошлом, писал свои богословские труды. Он оставил нам бесценное наследие, которое мы изучаем до сих. Но литературные труды не мешали ему быть архиепископом, возглавлять свою огромную митрополию, взаимодействовать с другими архиереями, многие из которых склонялись к арианской ереси, переубеждать их словами Священного Писания, и всю свою жизнь бороться за Церковь.

Святитель Василий Великий оставил нам еще один бесценный плод своего творчества – текст Божественной литургии. Литургия святителя Василия Великого совершается только десять раз в год – из-за того, что содержит в себе продолжительные молитвы. Гораздо чаще совершается Литургия святого Иоанна Златоуста, которая намного короче. Но именно молитвы Литургии Василия Великого говорят нам о домостроительстве спасения, которое началось с сотворения мира и человека, продолжилось через дарование богоизбранному народу истинной веры, через вещание пророков и имело свое наивысшее развитие в воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Об этом же, но гораздо короче, говорится и в молитвах Литургии Иоанна Златоуста.

Святитель Василий Великий на основании Священного Писания и, прежде всего, посланий святого апостола Павла составил чин Божественной литургии. И, совершая эту Литургию, мы произносим слова, которые обращают наш ум к самой сердцевине православной веры.

Сегодня очень многие люди тем или иным образом соотносят себя с Православием. Кто-то считает себя православным человеком, но в Церковь не ходит. Кто-то не считает себя православным человеком и Церковь критикует. В абсолютном большинстве случаев люди узнают о Церкви только то, что лежит на самой поверхности.

Но если бы мы взглянули на безбрежное море и увидели, что возле берега на поверхности воды плавает всякий мусор, мы бы сказали: «Море – это вода, на поверхности которой плавает мусор: пакеты от молока, бутылки от пива, пакеты от чипсов. Вот, что такое море». Так можно увидеть море с берега, не входя в него, не погружаясь и не пересекая его.

Но люди, которые любят море и знают море, понимают, что то, что плещется возле берега, к самому морю не относится. Это продукты жизнедеятельности людей, которые засоряют все вокруг себя: и море, и землю, и воздух, и свои дома, и окружающее пространство.

А море, которое создал Бог, во-первых, безбрежно, во-вторых, бездонно, насыщено полезными веществами, в нем живут самые разнообразные морские животные и рыбы, в нем светятся неземным светом кораллы. Нет такого человека, который мог бы своим умом исследовать бездонную глубину этого моря.

Православная вера – это, в какой-то степени «океан», безбрежный, и бездонный, и не одной человеческой жизни не хватит, чтобы исследовать и познать все его глубины. И самое интересное и важное в православное вере – это не то, что плещется на поверхности, а то, что находится на глубине.

Подобно специалистам, изучающим моря и океаны, флору и фауну, которые надевают тяжелые акваланги и опускаются на глубину, чтобы посмотреть, что там происходит, полюбоваться красотой Божьего творения, в православной вере тоже есть люди, которые интересуются не тем, что «плещется» на ее поверхности, а изучают глубины. Они изучают богословие, основы православной веры, формулируют для своих современников основополагающие церковные догматы, изучают и разъясняют Священное Писание. Именно таким человеком и был святитель Василий Великий, чью память мы сегодня празднуем.

Поэтому, дорогие мои, не будем смущаться тем, что происходит на поверхности нашего «моря», а попробуем погрузиться в его глубины, чтобы узнать православную веру изнутри. Будем духовно насыщаться верой, питая ею свои сердца и души. И пусть Господь поможет нам в земном жизненном пути приобщиться к глубине Божественной премудрости, Божественных таинств, чтобы нам просвещаться Божественным светом, который пронизывает все мироздание. Аминь».

Всех вас поздравляю с праздником. Храни вас всех Господь».


E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015