27/04/2021

Митрополит Иларион: Иов – один из прообразов Господа нашего Иисуса Христа

Митрополит Иларион: Иов  – один из прообразов Господа нашего Иисуса Христа

27 апреля 2021 года, в Великий вторник, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Иерарху сослужили клирики храма.

На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение первых четырех дней Страстной седмицы за вечерним богослужением, которое в первые три дня переходит в Литургию Преждеосвященных Даров, а в Великий четверг - в Литургию Василия Великого, читается книга Иова. Это одна из самых таинственных книг Ветхого Завета.

В книге Иова рассказывается о том, как жил на земле праведный человек, который всегда заботился о том, чтобы угождать Богу, приносил Ему молитвы и жертвы за себя и за своих сыновей, и ни в чем не погрешил против Господа. Но Богу было угодно подвергнуть его тяжелым испытаниям. 

Мы читаем в этой книге, как дьявол приступил к Богу между другими Его сынами, чтобы испросить разрешения искусить Иова. Господь дает это разрешение, и тогда сатана уничтожает все богатство Иова, убивает его детей и насылает на него страшную болезнь – проказу. В течение короткого времени меняется вся жизнь Иова: из благополучного процветающего человека, который пользовался благоволением Божиим и ощущал это благоволение в своем материальном благосостоянии и семейном счастье, он вдруг превращается в человека, который лишился всего, даже физического здоровья. 

К Иову приходят друзья и начинают его утешать. Но в чем заключается их утешение? Друзья напоминают ему о том, что Бог справедлив, и если Он подверг Иова такому страшному наказанию, то, видимо, Иов в чем-то виноват, чем-то согрешил, потому что Бог не наказывает и не вознаграждает человека без причины. А Иов в своих диалогах с друзьями начинает жаловаться на жизнь, роптать, проклинает день своего рождения.

Читая эту книгу, нам начинает казаться, что в конце ее Бог должен оправдать друзей Иова, которые, на первый взгляд, говорят правильные вещи. Но в итоге оказывается, что Бог оправдывает Иова, хотя тот роптал, был недоволен, задавал вопросы и не получал ответы. На друзей же Иова, наоборот, возгорается гнев Божий.

В Великий четверг мы услышим, чем заканчивается вся эта история противостояния Бога и праведника, который, как он сам считал, незаслуженно был подвергнут наказаниям. Господь не отвечает на его вопросы, не оправдывается в Своих действиях, но показывает ему Свое величие, является ему Сам, и Иов своими глазами видит Бога. И все вопросы пропадают, ибо Иов понимает, что все, что происходит в жизни, имеет абсолютный смысл. 

Все, что Бог посылает человеку – и хорошее, и плохое, и материальное богатство, и бедность, и здоровье, и болезнь, и семейное счастье, и несчастье, и скорби – в жизни имеет ценность и значение, если человек за всем этим учится видеть Бога, Который заботится о каждом из нас.

Но почему книга Иова читается именно в первые дни Страстной седмицы? Потому что Иов  – один из прообразов Господа нашего Иисуса Христа, один из тех Его ветхозаветных провозвестников, который помогает нам лучше понять тайну Боговоплощения и тайну страдания и смерти Богочеловека.

Господь наш Иисус Христос был осужден на смерть несправедливо. Об этом нам говорят все четыре Евангелия. Он не совершил греха, не сделал никому зла, ни перед кем не был виноват. Он все делал только для пользы и счастья людей: исцелял от болезней, воскрешал мертвых, учил людей, как надо жить между собой и как надо строить свои отношения с Богом. Но очень многих не устраивала Его деятельность. Эти люди возмущались Его словами и поступками, негодовали, что Он, например, нарушает субботу; видели в Нем не пророка, не целителя и не учителя нравственности, и, тем более, не Бога Воплотившегося, а того, кто разрушает традиции, нарушает предания и учит не так, как они привыкли слышать. Они видели того, кто противопоставил Себя земным авторитетам и земной власти, в том числе и религиозной элите израильского народа.

Мы можем обратить внимание, что в Своих поучениях и притчах Иисус Христос не полемизирует с земной, как бы мы сказали сегодня, светской властью. Но Он находится в постоянном споре с религиозными лидерами Своего народа. И именно фарисеи, книжники, законники, первосвященники противодействуют Ему и добиваются Его осуждения на смерть.  

Иов, как человек, который пострадал невинно, которому Бог послал страдания, чтобы в них он явил величие человеческого духа, а самое главное – явил твердую и крепкую веру и упование на Бога, своими страданиями прообразует Христа, Который невинно пострадал и умер за грехи всех людей. 

Вот почему эта священная книга читается в дни Страстной седмицы. За богослужениями мы слышим только ее начало и конец. Мы не слышим о спорах, которые разворачивались между Иовом и его друзьями. Но если у нас найдется время в дни Страстной седмицы перечитать книгу Иова именно так, как ее читали ранние христиане, как читали ее святые отцы – как книгу, прообразующую и предсказывающую то, что произошло с Господом Иисусом Христом, – то, несомненно, мы получим духовную пользу. И не только потому, что мы сможем глубже пережить страдания Господа нашего Иисуса Христа, но еще и оттого, что непременно что-то новое откроется нам из этой книги относительно собственной жизни и тех страданий и скорбей, через которые проходит каждый человек.

Святая Церковь ведет нас в дни Страстной седмицы через богослужебные чтения и песнопения, в том числе и через чтения из Ветхого Завета, чтобы нам открылась вся глубина милосердия Божия. Чтобы мы осознали свою нужду именно в таком Искупителе, Который пришел к нам в лице Господа нашего Иисуса Христа – Бога и человека, и всей душой и всем сердцем прославили Его – пострадавшего, умершего и воскресшего ради нашего спасения. Аминь.

Храни вас всех Господь!»

Служба коммуникации ОВЦС

E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015