06/01/2022

В Рождественский сочельник митрополит Иларион возглавил богослужение в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

В Рождественский сочельник митрополит Иларион возглавил богослужение в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

6 января 2022 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы протоиерей Николай Карасев, клирики храма.

На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

За Божественной литургией была совершена хиротония во диаконы начальника отдела аспирантуры ОЦАД Арсения Григоряна.

По окончании богослужения перед изнесенной на середину храма иконой Рождества Христова были пропеты тропарь и кондак праздника.

Затем владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы вступили в празднование Рождества Христова. Сегодня мы слышали слова апостола Павла из послания к евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр. 1. 1); «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1. 3).

Эти слова апостола Павла говорят нам о Боговоплощении, о том, что Господь многократно и многообразно через Своих пророков возвещал израильскому народу Свою волю. Но Богу было благоугодно, чтобы Его воля была возвещена и Его образ был явлен через Того, Кто есть сияние славы и образ ипостаси Его – через Единородного Сына Божия, Который пришел на землю, воплотился, стал человеком, прожил человеческую жизнь, пострадал и умер за грехи людей, и воскрес для того, чтобы открыть нам путь к воскресению – от смерти к жизни.

Господь пришел не в славе, а в смирении. Он родился не в царском чертоге, а в убогом вертепе, и положен был не в царственную колыбель, а в ясли для скота. Но особые знамения возвестили людям о том, что родился Спаситель. Пастухи увидели ангелов, услышали, как они воспевают небесную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14). Пастухам было возвещено, что родился Спаситель мира, и они пришли в Вифлеем и поклонились Богомладенцу Христу, родившемуся спасти весь человеческий род. А потом и волхвы, которым тоже особым образом было возвещено о том, что родился в Вифлееме Спаситель, пришли и поклонились Господу Иисусу Христу, и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

В тишине, безмолвии и безвестности рождается Господь Иисус Христос. Вокруг Него нет толп людей, поклоняющихся Ему. Есть только несколько человек – какие-то непонятные и загадочные люди из далекой страны – которым Бог открыл, что Он – Спаситель мира. Мы даже не знаем, чем они занимались и почему именно их избрал Господь. И пастухи, которые пасли стада и не помышляли о том, что когда-нибудь о них будет рассказано в Евангелиях, и что две тысячи лет спустя их будут вспоминать верующие христиане.

Господь предвозвещал пришествие Своего Сына через пророков. Мы видим это на протяжении всего Ветхого Завета. В книге Бытия мы читаем о том, как Господь сказал Адаму и Еве, что от них произойдет Потомок, Который сокрушит главу змия. Это – таинственное указание на Мессию, Который придет, чтобы одержать победу над дьяволом. Он станет Новым Адамом, исполнит то, что не смог исполнить Адам, и исцелит всякую рану и всякую болезнь всецелого Адама, то есть всякого человека.

Мы слышим в той же книге Бытия, как престарелый Иаков, благословляя своих сыновей, особое благословение дает Иуде. Он говорит: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока» (Быт. 49.10-12). Это, опять же, пророчество о Спасителе, Который придет для того, чтобы жизнь Свою отдать и кровь Свою пролить за спасение мира.

Мы читаем в книгах пророков о том, что придет Избавитель. Мы читаем у пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7.14). Все эти пророчества, ожидания и чаяния израильского народа сбываются, когда рождается в мир Господь Спаситель.

Да, Его ждали совсем не таким. Ждали, что придет могущественный царь из царского рода, воцарится над Израилем, восстановит попранную несправедливость, изгонит оккупантов с израильской земли, и благодаря ему израильский народ будет царствовать над всеми народами. Именно поэтому, когда Иисус вышел на проповедь, не многие распознали Его как Мессию, а народ израильский отверг – они ждали другого.

Но Господу было угодно прийти, чтобы спасти не только народ израильский, но и весь мир, изменить историю всего человечества. Чтобы и сейчас, две тысячи лет спустя, люди поклонялись Ему. И столько, сколько будет стоять земля, будет в разных народах продолжаться поклонение родившемуся Господу Спасителю, Который пришел, чтобы открыть всем людям путь ко спасению и даровать жизнь вечную каждому человеку. И каждый из нас в собственной жизни, в своем духовном опыте приобщается к этому спасению, дарованному Господом Иисусом Христом.

Вот почему праздник Рождества Христова имеет для всех нас особое значение. Вот почему в праздник Рождества Христова мы прославляем Того, о Ком многочастно и многообразно говорили пророки, и Который в последние дни (и две тысячи лет спустя они все еще продолжаются) пришел явить нам лик Божий.

Мы молимся Господу Иисусу Христу, родившемуся в Вифлееме, чтобы Он всегда пребывал среди нас, сохранял нас от всякого зла, вел нас ко спасению и к жизни вечной. Аминь.

Всех вас поздравляю с наступающим праздником Рождества Христова!»

Служба коммуникации ОВЦС

E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015