22/04/2022

Вечерню Великого Пятка с выносом Плащаницы совершил митрополит Волоколамский Иларион

Вечерню Великого Пятка с выносом Плащаницы совершил митрополит Волоколамский Иларион

22 апреля 2022 года, в Великую пятницу, когда Церковь совершает воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке вечерню с выносом Плащаницы Спасителя. Владыке сослужили клирики храма.

После выноса Плащаницы митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Великий Пяток мы выносим Плащаницу Господа нашего Иисуса Христа для того, чтобы поклониться Ему, за нас распятому и умершему, чтобы прославить смерть, которая стала источником жизни, прославить Того, Кто принес Себя в жертву за наши грехи, за наше искупление и открыл нам путь к воскресению из мертвых.

Господь наш Иисус Христос добровольно принял на Себя страдания. Добровольно, но и по послушанию воле Своего Небесного Отца. Как такое может быть? А потому что Его воля не противоречила воле Его Небесного Отца, но находилась в полной гармонии с волей Отца, в полном послушании ей. Поэтому когда Богу Отцу было угодно послать Сына Своего Единородного на смерть, Он безропотно принял эту смерть, хотя душа Его скорбела и тосковала, хотя по-человечески Он боялся смерти и обращался к Своему Отцу со словами: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26. 39). Но так как Он знал, что это невозможно, то к этим словам Он прибавил: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26. 39). Поэтому Господь Иисус Христос принял добровольное страдание.

Он знал, что пришел в этот мир для того, чтобы пострадать и умереть. Своим ученикам Иисус Христос многократно о том говорил и предсказывал это, хотя в тот момент они не могли понять сказанное Учителем. Но уже после Его смерти и воскресения они вспомнили все эти предсказания и внесли их в священные тексты, которые легли в основу Нового Завета. Из Евангелий мы и узнаем о том, что Господь пришел в этот мир для того, чтобы умереть, принести Себя в жертву, отдать Свою душу во искупление многих.

Сегодня мы предстоим перед гробом Господа нашего Иисуса Христа и вспоминаем последние часы, минуты Его земной жизни, когда Он был пригвожден ко кресту, когда обращал к Богу слова псалма: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15. 34).

Читая об этом, мы всякий раз спрашиваем себя: как такое возможно, чтобы Бог оставил Бога, чтобы Бог Воплотившийся, Бог, ставший человеком, чувствовал Себя оставленным Богом Отцом? Богословы Святой нашей Церкви истолковали нам, что Господь Иисус Христос никогда, ни на одно мгновение не был оставлен Своим Отцом, что всегда пребывал в единстве с Ним, даже когда на кресте взывал к Своему Отцу. Но как человек Он должен был принять на Себя мучения и испить чашу страдания до самого дна. А на дне человеческого страдания вслед за мучениями физическими (мы знаем, что Господь претерпел страшные истязания, потому что был не только пригвожден ко кресту, но перед этим оказался подвергнут жесточайшему бичеванию) находится душевное страдание, которое испытывает человек, когда ему кажется, что он оставлен Богом, – страдание богооставленности, когда человеку не хочется жить, когда ему кажется, что Бог где-то далеко, когда он ощущает себя оставленным и покинутым.

Господь наш Иисус Христос принял на Себя человеческую плоть, но не только плоть – Он принял на Себя и душу человеческую, и ум человеческий, и все человеческое естество. Многие богословы пытались осмыслить эту тайну. Некоторые толковали Боговоплощение ошибочно, говоря: «Раз в Евангелии сказано, что Слово стало плотию, это значит, плоть у Него была человеческая, а дух и душа – Божественные».

Но Господь принял на Себя всецелое человечество: вместе с плотью, душой и духом. Он должен был пройти через все те страдания, через которые проходят люди. Поэтому Он не только испытывал физические муки, но и претерпевал жесточайшие душевные мучения, о чем мы слышим из Евангелия.

Церковь говорит, что после того, как Господь упокоился на кресте и предал душу Свою в руки Своего Небесного Отца, сказав: «Совершилось!» (Ин. 19. 30), душа Его сошла во ад, дабы и там воссиял Божий свет, и там было проповедано Евангелие.

Ныне мы стоим перед Живоносным Гробом Господа нашего Иисуса Христа, прославляя Его страдания и Его смерть, предвкушая Его воскресение, которое мы начнем праздновать уже завтра, когда из темных одежд переоблачимся в светлые.

А сегодня вечером мы соберемся здесь вновь у Гроба Господа Иисуса Христа для того, чтобы совершить Его погребение, прославить Его вместе с Никодимом, Иосифом Аримафейским. И вместе с Божией Матерью, Которая, согласно Евангелию, не отходила от Креста Господа, а по свидетельству церковного Предания, участвовала и в снятии Тела Его с креста, в погребении и до тех пор, пока не увидела Иисуса Христа воскресшим, не отлучалась от гробницы Господа вместе с теми немногими женщинами, которые оставались при Кресте Господа Иисуса и были свидетелями Его погребения. Аминь.

Служба коммуникации ОВЦС

E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015