Служение в храме,
проповеди
28/03/2021
28 марта 2021 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили клирики храма.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Затем архипастырь обратился к присутствующим cо словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
На этой неделе исполнилось 200 лет со дня, когда Греция, после многих столетий пребывания под турецким игом, обрела независимость. Это произошло во многом благодаря русским воинам, русскому оружию, а также тем грекам, которые проживали в России и готовили освобождение своей Родины вместе с русскими православными людьми. И по случаю знаменательной даты на этой неделе было совершено богослужение в Донском монастыре в присутствии посла Греческой Республики и представителей греческой диаспоры, которые живут в Москве или трудятся в посольстве.
Наша вера имеет корни в греческом языке и в греческом богословии. Мы привыкли, что наша Церковь называется Русской Православной Церковью. Но, может быть, не все знают, что вплоть до революции наша Церковь называлась Православной Греко-кафолической Российской Церковью, то есть даже в названии нашей Церкви присутствовал греческий элемент.
Как мы знаем из истории христианства, только первое поколение христиан были евреями по крови и по воспитанию. Но Евангелия уже были написаны не на еврейском, а на греческом языке, потому что в те времена греческий был литературным языком всей Римской империи. Святой апостол Павел, будучи, как он сам говорил в своих посланиях, евреем от евреев, свои творения писал не на еврейском, а на греческом языке, то есть с самого начала христианская вера была изложена и передана следующим поколениям на греческом языке.
В течение всего года мы с вами совершаем Литургию Иоанна Златоуста, по особым праздникам – Литургию Василия Великого. Тексты Литургии были написаны на греческом языке и переведены с греческого на славянский. Также и песнопения, которые у нас звучат на утрене, вечерне (за исключением, конечно, псалмов, когда-то составленных на еврейском языке, задолго до Рождества Христова), церковные гимны, которые мы слышим, песнопения Октоиха, Триоди постной, – все это было когда-то написано на греческом языке, а затем уже переведено на славянский язык. Поэтому до сих пор наша вера является православной греко-кафолической. И всякий раз, когда мы входим в храм Божий, присутствуем за богослужением, мы слышим слова, некогда написанные на греческом языке, а ныне звучащие на языке наших предков – славянском.
Хотя бы уже по этой причине мы должны быть благодарны греческому народу за то, что в свое время он дал нам святую православную веру. Даже первые иерархи Русской Церкви были греками. И в течение нескольких столетий Русская Православная Церковь была частью Константинопольского Патриархата.
Сегодня мы совершаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, – одного из многих греков, которых мы почитаем, и имена которых присутствуют в нашем церковном календаре. Григорий Палама внес особый вклад в развитие православного учения о сущности и энергиях Божиих, о Фаворском свете и о том, как человек может стать причастным Божеству.
Кому-то это учение, сформулированное когда-то на греческом языке, защищенное на нескольких церковных Соборах в Константинополе, может показаться далеким от жизни. Казалось бы, какое нам дело до того, что происходило в XIV веке в Константинополе? Какие-то богословы спорили между собой... Но Церковь установила это празднование во второе воскресенье Великого поста, дабы напомнить нам о непреходящей ценности православного богословия и о цели нашей христианской жизни.
В чем же заключалась суть этого спора? Оппоненты, противники святителя Григория Паламы, – Варлаам Каламбрийский, Григорий Акиндин – говорили о том, что Бог по Своей сущности непостижим, невидим. Поэтому все знания о Боге мы можем почерпнуть лишь из книг или философии, или из каких-либо догадок и домыслов. А святитель Григорий Палама утверждал что, да, Бог непостижим, невидим, но Он являет Себя в Своих энергиях, то есть действиях. Божественные энергии пронизывают собой все мироздание. Об этом еще задолго до Григория Паламы говорил другой великий греческий богослов – святитель Василий Великий, утверждая,что весь мир, вся Вселенная – это как бы огромная неопалимая купина, которая пронизана Божественными энергиями. Эти энергии присутствуют повсюду – оживляют этот мир, но не попаляют, подобно тому, как солнце дает жизнь всему существующему, но при этом не попаляет его.
Святитель Григорий Палама говорил о том, что Бог, Который непостижим в Своей сущности, раскрывается нам, людям, в Своих энергиях, то есть действиях. И одним из Божественных действий является Фаворский свет, который созерцали апостолы на горе Преображения. Фаворский свет на протяжении многих веков созерцали подвижники, когда молились Богу, достигая в молитве и богомыслии такого состояния, при котором Бог открывался им в Своих действиях, в Своих Божественных энергиях.
Варлаам и прочие говорили, что свет, который видели ученики Христа на Фаворе, – обычный материальный свет, сотворенный Богом. А Григорий Палама утверждал, что Фаворский свет – нетварный, это свечение Божества, которое люди могут созерцать очами своей души. Этот свет, это действие Божие неотъемлемо от сущности Божией. Мы не можем видеть Бога в Его сущности. Мы не можем постичь Его в Его сущности. Но через Божественный свет и другие действия и проявления Бога мы можем к Нему приобщаться.
Именно поэтому наше общение с Богом – не только узнавание о Нем через доступные нам источники – книги, философию, богословие. Мы можем общаться с Богом напрямую. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, Сам Бог входит внутрь нашего тела. Причем, как всегда подчеркивает святитель Григорий Палама, наше общение с Богом происходит не только интеллектуально или духовно – все наше естество приобщается к Богу, когда мы участвуем в церковных Таинствах.
Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, наши тело, душа, дух и наш ум тоже становятся той неопалимой купиной, в которой горит огонь Божества. Огонь этот согревает нас, но не попаляет изнутри, потому что Богу угодно вселиться и жить в нас. Вот о чем напоминает нам замечательный греческий богослов – святитель Григорий Палама во второе воскресенье Великого поста.
Церковь установила это празднование в Великом посту для того, чтобы напомнить нам о цели христианской жизни, цели нашего подвига и великопостного поприща, которое мы сегодня проходим. Цель эта заключается в том, чтобы мы приобщились к Богу, познали Его и увидели. Мы не можем увидеть Его сущность, не можем созерцать Бога телесными очами, познать Его своим разумом, интеллектом, ибо Он превосходит наш разум. Бог – нематериален, невидим. Но мы можем приобщаться к Нему через Его Божественные действия, Божественные энергии, через свет, которым Он озаряет всю Вселенную и который сияет в наших душах; через причащение Святых Христовых Таин, участие в церковных Таинствах и через молитву, в которой не только мы обращаем к Богу свои прошения, но и Он отвечает на них.
Будем вспоминать святителя Григория Паламу, читать его творения, которые переведены на русский язык. Будем просвещаться светом благоразумия и благодарить Бога за то, что Он дал нам святую греко-кафолическую православную веру, чтобы привести всех нас ко спасению и к жизни вечной. Аминь.
Всех вас поздравляю с праздником!»