22/12/2020

Митрополит Иларион: В воспитании человека огромную роль играют родители

Митрополит Иларион: В воспитании человека огромную роль играют родители
Митрополит Иларион: В воспитании человека огромную роль играют родители

22 декабря 2020 года, в день празднования зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Этот храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

За Божественной литургией архипастырю сослужили клирики Подворья.

На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В течение Рождественского поста Церковь обращает наше особое внимание на то, как Господь на протяжении веков готовил человечество к встрече с Воплотившимся Богом.
Об этом напоминают нам дни памяти пророков, которые выпадают на Рождественский пост: пророка Авдия, пророка Аггея, пророка Софонии. Об этом напоминают нам поминовения тех ветхозаветных праведников, которые выпадают на Рождественский пост, в особенности Неделя святых праотец и Неделя святых отец, которые предшествуют празднованию Рождества Христова.

Об этом же напоминает и сегодняшнее празднование зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, а также празднование сегодня памяти другой Анны – матери пророка Самуила.

О том, как родился пророк Самуил, рассказывается в первой книге Царств. В ней повествуется о том, что был такой человек по имени Елкана, у которого было две жены. Одна жена приносила ему потомство, а другая была бесплодной и звали ее Анна. Елкана любил Анну, но она не могла совершить то, что считалось долгом каждой замужней женщины в израильском народе, а именно – принести своему мужу потомство. Из-за того, что Анна была бесплодной, она подвергалась поношению со стороны людей, в том числе со стороны другой жены Елканы.

Однажды она стояла в храме и горячо молилась – так, что ее уста двигались, но голоса не была слышно. Это был необычный способ молитвы, потому что в древние времена все люди молились вслух, и когда первосвященник Илий увидел ее молящейся таким образом, то подумал, что она напилась вина. Но она поведала ему свою тайну и сказала о том, что молится о рождении ребенка. Тогда первосвященник сказал ей, что Господь услышал ее молитву и этот ребенок родится. Анна молилась не только о том, чтобы у нее появился ребенок, но она дала Богу обет: «если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его» (1 Цар. 1:10).

В те времена жизнь детей очень во многом зависела от выбора родителей. То, как родители предопределяли жизнь своего ребенка, сказывалось на всей его последующей жизни даже тогда, когда он вырастал. Святая Анна принесла своего ребенка в дар Богу еще до того, как он родился, а после рождения принесла его в храм Господень, где он воспитывался с самого младенчества.

Потом мы читаем в той же книге Царств о том, как пророк Самуил, будучи еще отроком, дневал и ночевал при храме Божием, а сыновья первосвященника Илия творили неугодное в очах Божиих. Однажды, лежа возле жертвенника Господня, Самуил услышал, что кто-то зовет его по имени. Он побежал к первосвященнику и сказал: «ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя» (1 Цар. 3:5). Отрок снова лег и снова услышал призывающий его голос, так повторялось несколько раз. Он всякий раз прибегал к первосвященнику, который понимал, что кто-то другой его зовет, и в конце концов первосвященнику открылось, что призывает Самуила Сам Господь.

Эта удивительная история показывает нам, что родители могут очень глубоко и сильно повлиять на будущее своего ребенка, но в конечном итоге именно зов Божий и то, как этот ребенок откликнется на этот Божественный зов, определяет судьбу ребенка. Женщина может посвятить своего ребенка Господу, но если он не распознает обращенный к нему голос Божий, то не вступит на пророческое служение и пойдет по обычному человеческому пути. А если сочетается, с одной стороны, воля Божия о спасении человека, с другой стороны – воля родителей или воля матери о том, чтобы ребенок был посвящен Господу, а с третьей стороны – готовность самого этого ребенка откликнуться на Божий зов, тогда и произойдет то, к чему предназначен человек: он откликнется на Божий зов и исполнит свое призвание.

Именно это мы видим на примере пророка Самуила. Он, с одной стороны, был посвящен Господу еще до того, как родился, его жизнь в детстве была предопределена волей матери и тем, что он находился все время при храме Божием. С другой стороны, при храме Божием находились и сыновья первосвященника Илии, и к ним ведь тоже был обращен некий глагол Божий, который они не услышали, не распознали и совершали беззаконное в очах Божиих, тогда как отрок Самуил рос при храме Божием и укреплялся духом.

В конце концов пророческая миссия, которую Господь возложил на него, стала его основным призванием, которое было заложено материнским обетом, но было реализовано благодаря тому, что он распознал голос Божий, обращенный к нему.
Сегодня мы слышим также о святой праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Там была очень похожая история: она тоже была бесплодной. Она была женой священника Иоакима. В течение многих лет Анна молилась Господу, и сам Иоаким молился Господу о том, чтобы ему было даровано потомство. Наконец Господь услышал их молитву и дарована им была дщерь, которой было суждено стать Пресвятой Богородицей.

Она тоже была от младенчества посвящена Богу. Она была введена в храм Господень и воспитывалась при храме. Об этом не рассказывается в Священном Писании, но об этом рассказывается в древнем апокрифическом сказании, которое получило название «Протоевангелие Иакова». В этом древнем церковном памятнике рассказывается история детства Пресвятой Богородицы. На этих сведениях построено несколько церковных воспоминаний, в том числе сегодняшнее, а также праздник Рождества Богородицы и праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, который мы недавно праздновали.

Есть, конечно, большое сходство в этих двух историях: обе они напоминают нам о праведных женщинах и о том, какое влияние они могут оказать на своих детей. Если женщина посвящает своего ребенка Господу, то никогда это посвящение не останется тщетным. Но в конечном итоге свою жизнь определяет сам человек. Когда он взрослеет, то делает окончательный выбор в пользу добра либо в пользу зла, выбирая, идти за Богом или идти по своей человеческой воле.

Мы знаем из истории много примеров, когда дети были с младенчества посвящены Богу, воспитывались в вере, а потом по разным обстоятельствам –из-за того, что наступали гонения, из-за собственной беспечности или по каким-то иным причинам, они отказывались идти по пути Божию. Это дело свободного выбора каждого человека. Но огромную роль в воспитании человека играют родители. Об этом сегодня нам напоминает святая Церковь.

Мы живем в то время, когда очень многие люди об этом забывают, когда ребенок воспринимается не как дар Божий, не как тот, кого можно посвятить Богу, а просто как некое дополнение к комфортной и удобной жизни супружеской пары. Что нужно для полноты счастья? Материальный успех, благосостояние, карьерный рост, а также семейное счастье, которое обычно выражается в том, что на каком-то этапе супружеской жизни супруги заводят одного ребенка, иногда – двоих, но не больше того. Если же обстоятельства складываются не так, как хотелось бы, тогда используются противозачаточные средства или женщина делает аборт. Это воспринимается как вполне нормальное и естественное явление, как своего рода планирование своего будущего. Можно запланировать свой бюджет на будущий год, приобретение или аренду жилплощади, а можно запланировать наличие или отсутствие ребенка.

Такой сугубо утилитарный или меркантильный подход к рождению детей, к сожалению, распространен в современном обществе, и не только на Западе, который мы привыкли критиковать. У нас в этом отношении ничем не лучше. Если посмотреть на количество абортов, которые совершаются в нашей стране, то это количество по-прежнему очень высоко, хотя оно и уменьшается, за что мы должны благодарить Господа. Если посмотреть на то, как это количество абортов распределяется по регионам, то мы увидим, что наименьшее число абортов совершается в наших мусульманских регионах, где рождается наибольшее число детей, а в так называемых наших православных регионах и детей рождается мало, и уровень абортов очень высокий. Такова, к сожалению, сегодняшняя реальность.

Пусть эта священная память двух святых женщин: Анны – матери Пресвятой Богородицы и Анны – матери святого пророка Самуила, напомнит всем нашим женщинам об их подлинном призвании – о призвании к материнству, к тому, чтобы давать жизнь, и не только жизнь материальную, физическую, но и открывать для своего ребенка путь к духовной жизни, путь к Царствию Небесному.

Пусть всякая мать в нашем Отечестве думает о своем будущем ребенке как о том, кого она может посвятить Господу, а уж Господь непременно позаботится о ребенке, который Ему посвящен.

Я всех вас поздравляю с праздником.

Пусть это поприще Рождественского поста, которое мы с вами проходим вместе, ежедневно вслушиваясь в слова Священного Писания, ежедневно вспоминая святых, чья память приходится на этот день, послужит всем нам к духовному утешению, духовному укреплению и поможет нам в радости встретить праздник Рождества Христова.

Храни вас всех Господь».


E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015