31/07/2022

Нельзя быть православными, не зная этого. Проповедь митрополита Илариона 31 июля

Нельзя быть православными, не зная этого. Проповедь митрополита Илариона 31 июля

Проповедь митрополита Будапештского и Венгерского Илариона в Свято-Успенском кафедральном соборе Будапешта после Божественной литургии в воскресенье, 31 июля, в день памяти святых отцов шести Вселенских соборов:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы совершаем память отцов шести Вселенских соборов. Вселенские соборы – это были такие церковные собрания, на которые съезжались епископы из разных стран для того, чтобы опровергнуть возникавшие ереси. Всего их было семь. Первые шесть Вселенских соборов проходили в период с IV по VII века.
Почему так важно было опровергнуть эти ереси и в чем они заключались?

Христиане всего мира веруют и веровали в Господа Иисуса Христа. Все читали Евангелие, но не все понимали, как правильно исповедовать Иисуса Христа Богом и Человеком. И вот в IV веке, на первом и втором Вселенских соборах обсуждалась и была осуждена ересь Ария, который учил, якобы Сын Божий не равен Богу Отцу, мол, Сын Божий является одним из творений Бога Отца. Святая Церковь, опровергая эту ересь, провозгласила, что Сын Божий — Господь Иисус Христос, в которого мы веруем, является Богом и Спасителем. Он равен Богу Отцу, Он единосущен Богу Отцу, и Он является одним из трех Лиц Святой Троицы.

Также на втором Вселенском соборе, была осуждена ересь Македония, который учил, якобы Святой Дух не равен Отцу и Сыну. В ответ на это заблуждение Церковь торжественно провозгласила, что Отец, Сын и Святой Дух – три Лица одного Единого Бога, которые равны между собой, которые имеют единую сущность, и которые заслуживают одинакового и равного поклонения, будучи при этом не тремя богами, а одним Богом.

Позже, уже в V веке начались споры о том, кто такой Господь Иисус Христос и как в нем сочетались Божественная и человеческая природы. Одни еретики говорили, что Иисус Христос был земным человеком, в которого вселился Бог Слово, как в дом. Другие говорили: «У него были человеческое тело, а ум и душа были Божественные». Святая Церковь на третьем и четвертом Вселенских соборах провозгласила, что Сын Божий – Господь Иисус Христос является полноценным Богом и полноценным человеком. Он не является каким-то сверхчеловеком или недочеловеком. По своему человечеству Он единосущен нам, то есть у Него было не только тело человеческое, такое же как у нас, но и душа человеческая, и ум человеческий. Он был всецело полноценным человеком. Поэтому и страдал Он как человек, и умирал на кресте как человек, и страдания у Него не были какими-то призрачными или ложными, они не были менее страшными из-за того, что Его человечество соединялось с Его Божеством. В то же время Он был полноценным Богом, и от того, что Он принял на Себя человеческую плоть, Его Божество не умалилось. Он не был полубогом или получеловеком, а полноценным Богом, единосущным своему Отцу по Божеству. И одновременно был полноценным человеком, единосущным нам по человечеству.

Затем, уже в VI-VII веках возникли споры о том, как сочетаются в Иисусе Христе Божественная воля и человеческая воля, Божественное действие и человеческое действие. Не было ли одно поглощено другим? Отвечая на эти споры, Святая Церковь провозгласила, что Господь как полноценный Бог обладал и волей Божественной, и действием Божественным, а как полноценный человек Он обладал и действием человеческим, и волей человеческой. Но только эти человеческие и Божественные воля и действия никогда не находились в Нём в конфликте. Вот мы с вами очень часто оказываемся на перепутье между добром и злом, мы знаем, что есть воля Божия на то, чтобы совершить тот или иной поступок, но мы его не совершаем, потому что наша человеческая немощь или человеческая воля этому препятствуют. У Господа Иисуса Христа никогда не было такого конфликта между человеческой и Божественной волей. Его человеческая воля всегда была в согласии с волей Божественной. И, оставаясь полноценным Богом и полноценным человеком, Он страдал и умер за каждого из нас и стал нашим Искупителем и Спасителем.

Вот для чего были нужны Вселенские соборы. Много тогда было споров, были еретики, которые не соглашались с мнением Церкви, некоторые отпадали от Церкви, обо всем этом написано в учебниках по Церковной истории. Кому-то из нас все эти споры могут показаться очень далекими и несущественными, но в них речь шла о самой сути, о самой сердцевине нашей веры. Именно благодаря отцам шести Вселенских соборов мы исповедуем сегодня то вероучение, которое было сформулировано в Символе Веры, этот Символ мы читаем за каждой Божественной Литургией и дома в ежедневном молитвенном правиле. Все основные догматы перечислены в Символе Веры. Мы исповедуем Бога Отца, мы исповедуем Бога Сына, пришедшего во плоти, мы исповедуем Духа Святого, мы исповедуем Троицу Единосущную и Нераздельную. Но мы веруем не в трех богов, а в Единого Бога. В одного Бога, который существует в трех Лицах, и лик которого было явлен нам через Господа нашего Иисуса Христа. Эта вера спасительная, вера православная, вера святоотеческая, это та вера, которая дает нам смысл жизни здесь на земле, и которая приведет нас в Царство Небесное, если мы будем не только устами исповедовать Господа Бога, но и на деле исполнять Его святую волю, и подчинять нашу человеческую волю Его Божественной воле, так, как это всегда делал Господь наш Иисус Христос.

Будем исповедовать святую православную веру, будем дорожить ею, будем вслушиваться в слова святых отцов, которые разъяснили нам её основы, и будем просить Господа, чтобы Он дал нам силы всегда оставаться верными Православию, сохранять истинную веру, и чтобы Он сам, по молитвам святых отцов, был нашим путеводителем на пути в Царство Небесное!

Аминь».

E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015